лозунг дня

Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется, -
И нам сочувствие дается, как нам дается благодать.
Ф.И.Тютчев

понедельник, 4 августа 2014 г.

Анатолию Алексину 90 лет

3 августа 2014 года исполнилось 90 лет русскому писателю Анатолию Георгиевичу Алексину. Обо всех почётных званиях и наградах писателя можно прочитать на официальном сайте.  Для меня Алексин - автор книг о жизни, о взрослых и детях, их непростых взаимоотношениях, о взрослении детей, об ошибках взрослых и о том, как важно уметь прощать. О том, что человеку бывает больно не только когда его ударят. Его нельзя назвать детским писателем, потому что книги его в равной степени адресованы детям и их родителям. Сначала эти книги были моими собеседниками, потом стали помощниками в воспитании собственных детей и учеников. Ненавязчиво, но твёрдо повести Анатолия Алексина защищают вечные человеческие ценности - доброту, честность, благодарность, внимание к людям. Защищают. ибо время от времени осуществляются попытки внушить людям другие приоритеты. Прочитав повесть "А тем временем где-то", я впервые поняла, что самостоятельность и взрослость начинаются не с нарушения запретов и заявления о себе, а с чувства ответственности. И что легко осудить кого-то за некрасивый поступок, но гораздо достойнее залечить рану, этим поступком нанесённую. Даже если ты здесь ни при чём. Именно так поступает герой повести Сергей Емельянов. Мальчик из образцовой семьи случайно узнаёт. что его отец - такой по всем критериям правильный - когда-то давно, ещё до рождения Серёжи. совершил поступок, который иначе как предательством и назвать нельзя. Но это читатель волен называть чужие поступки как ему хочется. А шестиклассник Серёжа занят другим. Сначала он разыскивает женщину, которая когда-то поставила на ноги его отца, простила ему предательство, а теперь обращается за помощью. Потом помогает этой женщине пережить боль расставания с ребёнком, которого усыновила и воспитала. По сути, второе предательство. Серёжа пытается убедить Нину Георгиевну в том, что Шурик (приёмный сын) не достоин её сожалений. Но внезапно понимает, что его слова не утешают женщину, а причиняют ей новую боль. И тогда в порыве раскаяния и жалости он обещает: "Вы не будете одиноки. Хотите, я буду приходить к вам, каждый день?" 
"Желая утешить человека, порой обещаешь ему то, что потом невозможно выполнить. Или почти невозможно.
«Как же я буду ездить к ней каждый день? – рассуждал я, вернувшись домой. – Сейчас еще ничего… А потом, когда вернутся мои родители?»  И всё-таки Серёжа сдерживает слово. Он приходит к Нине Георгиевне сначала из чувства долга, потом из внутренней потребности быть  чьим-то защитником. Так проходит три года. "Ни разу не сказал я дома, что знаю ее . А она ни разу и не спросила, говорю ли я о ней и что говорю… Она не вошла в наш дом даже воспоминанием: я боялся что-то разрушить, боялся обидеть маму. Мама была счастлива, и я дорожил этим счастьем. Я готов был сам сделать все, что нужно было Нине Георгиевне. За отца, вместо отца…" А потом вместе с родителями Серёжа переехал в другой город, и Нина Георгиевна ждала его в гости на летние каникулы. Это были последние каникулы перед окончанием школы, и родители решили сделать сыну подарок - поездку на море. Наверное, сейчас не все поймут, чем была такая поездка в 60-е годы (именно тогда написана повесть). Были куплены билеты на самолёт. А потом пришло письмо от Нины Георгиевны: «Жду тебя. На все лето взяла отпуск. Не поехала со своими ребятами в пионерлагерь: жду тебя! Но если ты не приедешь, я не обижусь. У тебя могут быть другие дела и планы. Это можно понять». Не просто далось Сергею его решение: "Я не могу стать ее третьей потерей… И сейчас еду сдавать свой билет. Дома я сказал, что очень хочу повидать бабушку и Антона, которые остались там, в городе моего детства". 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...